24 мар. 2020 г.

Совесть – Галина Виллонен


– Совесть-то ваша где? – кричат бабушки Витьке и его компании.
– Ой, пацаны, вы не видели мою совесть? Нет?! Значит, нету у меня совести,  – смеётся Витёк, показывая вывернутые карманы. Мальчишки смеются, Витёк опять чудит.
А началось всё с того, что тётя Лина из восьмой квартиры расчистила свалку во дворе, вскопала, удобрила землю и разных цветов посадила. Вчера был двор как двор, а сегодня – сказка. В общем, плюнуть во дворе некуда. Кругом красота. А к этому надо привыкать постепенно. Все как-то приветливее и веселее стали. Все радовались на такую красоту, и Тётя Лина тоже радовалась, пока Витёк с дружками, не стыдясь никого, всё испортили. Они смеялись, дёргая нежные стебельки и бросаясь ими друг в друга. Бабушки охали, мы с Лёшкой рты открыли, глядя на такое. А тётя Лина, ничего, глаза полные слёз, а улыбается и говорит: «Ребята, так я ведь завтра опять цветы посажу. Так будет до тех пор, пока в одно прекрасное утро ты Витя, проснёшься и, посмотрев в окно, увидишь и полюбишь её ... КРАСОТУ». Витёк явно не ожидал такого спокойствия. Всем как-то грустно стало, глядя на увядающие лепестки. Витёк и его компания молча ушли со двора. Бабушки, cидя на скамейке, сетовали на бессовестную молодёжь. Тут я у Лёшки Ляпина спрашиваю: «А что, такое совесть, по-твоему?».
Лёшка думал, думал и говорит: «Это психология какая-то или как её... философия, наверно, в десятом классе проходят».
А мне эта совесть ну совсем покоя не даёт. Думаю, а у меня-то она есть, и если есть, то какая? Сидим на лавочке с Лёшкой, думаем. Мимо дядя Паша проходит. Ну, думаю, человек бывалый, знает что такое совесть. А он говорит: «Это когда без очереди, за пивом, – это бессовестный. А когда, по порядку, в очереди так значит с совестью человек».
Бабушка Даша на скамейке сидит и говорит: «Это-то правильно, только совестливый человек это тот, кто старым людям пенсию повышает. Понимает, сам тоже будет старым».
Тут продавщица тётя Тома с работы возвращается, тяжёлую сумку поставила, и устало говорит: «Да, это всё правильно, тётя Даша. Только кто по совести живёт, тот не будет из магазина воровать. Есть такие бессовестные люди, что воруют просто так, лишь бы настроение мне испортить».
Моя мама тоже вернулась с работы, но услышав, что говорят о совести, вежливо уточнила:
«Совесть это моральное понятие. Это когда человек действует соответственно своим моральным нормам. Вот что такое совесть».
«Ага, – говорит сосед дядя Паша, – это по науке, может, так. А в жизни оно так: не воруй, не мешай, не завидуй».
«Вот, вот, – бабушка Даша ещё больше оживилась. – В Библии-то тоже о совести говорится. Божьи заповеди о том же, о совести».
Мы с Лёшкой сидели тихо. Было что вспомнить. Мне стало жарко. Наверно моя совесть сгорала от стыда. Сразу вспомнилось, как на уроке математики доску воском натёрли, а Нина Петровна её всё тёрла и тёрла. Потом в подъезде написали на стене, так для смеха «Катька я тебя люблю». На следующий день бабушка Даша смывала нашу писанину и приговаривала: «Вот озорники, писали бы лучше письма, стены – то зачем пачкать?» Правда, теперь мы не пишем на стенах, стыдно как – то.
Тут Лёшка вдруг заговорил: «Сань, совесть – это как контролёр в автобусе». Посидели ещё помолчали, а потом пошли тёте Лине помогать. Она опять цветы сажала. Посмотрела на нас и улыбнулась. А я подумал, что-то знакомое было в этой улыбке. И когда копал ямки для цветов, всё время думал, всё-таки, что же такое СОВЕСТЬ?

Комментариев нет:

Отправить комментарий