21 мар. 2020 г.

Сб. «Камерная музыка» XIII, XIV – Джеймс Джойс – С английского – Ольга Моисеева-Селецкая

















Найди любимую, о, ветер,
    Скажи: приду!
Живу мечтой о скорой встрече
    С ней в крохотном саду.
Лети над темною землей,
    Чрез бурные моря...
Ничто не разлучит с тобой,
    Любовь моя!
О, ветер свадебной надежды,
    Спой у окна
О той любви, как даль, безбрежной,
    Что нежности полна;
В подлунном мире разгони
    Сомнений смутных тень
И на ушко тайком шепни:
    Уж близок день!

XIV

О, горлинка моя,
    Проснись, проснись!
    Вкуси росу ночную,
Блаженством усладись.

Сплетает ветер вздохи,
    Мажор уносит ввысь:
    Проснись, проснись,
О, горлинка моя!

Я жду тебя у кедра,
    В любви горя,
    Любовь моя без края,
В ней ложе — грудь моя.

Росе — вуали звездной
    Ты с ветром подивись.
    Любимая моя,
Проснись, проснись!


*

XIII

Go seek her out all courteously,
    And say I come,
Wind of spices whose song is ever
    Epithalamium.
O, hurry over the dark lands
    And run upon the sea
For seas and lands shall not divide us,
    My love and me.

Now, wind, of your good courtesy
    I pray you go,
And come into her little garden
    And sing at her window;
Singing: The bridal wind is blowing
    For Love is at his noon;
And soon will your true love be with you,
    Soon, O soon.

 XIV

My dove, my beautiful one,
    Arise, arise!
    The night-dew lies
Upon my lips and eyes.

The odorous winds are weaving
    A music of sighs:
    Arise, arise,
My dove, my beautiful one!

I wait by the cedar tree,
    My sister, my love,
    White breast of the dove,
My breast shall be your bed.

The pale dew lies
    Like a veil on my head.
   
My fair one, my fair dove,
Arise, arise!


Джеймс Джойс родился в Дублине.
В 6 лет поступил в иезуитский колледж, в 11 — в дублинский колледж Бельведер.
Окончил Университетский колледж.
В 18 лет опубликовал первое эссе «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Прославился книгами «Дублинцы», «Герой Стивен», «Портрет художника в юности»,
«Поминки по Финнегану», «Улисс».
Умер в 58 лет от последствий глаукомы.

 8 цитат Джеймса Джойса

1. «Вам кажутся темными мои слова? Тьма в наших душах — этого вам не кажется?»
2. «Каждая жизнь — множество дней, чередой один за другим. Мы бредем сквозь
    самих себя, встречая разбойников, призраков, великанов, стариков, юношей, жен,
    вдов, братьев по духу, но всякий раз встречая самих себя»
3. «Мне представляется, что никакой свободной мысли не существует, поскольку
    всякое мышление должно быть подчинено собственным законам и ограничено ими».
4. (Об «Улиссе») «Жаль, что публика будет искать и находить мораль в моей книге,
    но еще хуже, что она будет воспринимать ее серьезно. Слово джентльмена, в ней
    нет ни одной серьезной строчки, мои герои — просто болтуны».
5. «Я не буду служить тому, во что больше верю, называется ли это моим домом,
    моей родиной или моей церковью. Я буду пытаться выразить себя в своем искусстве
    настолько свободно и полно, насколько смогу».
6. «Будешь двигаться впереди солнца — выиграешь у него день».
7. «Любая басня хороша, пока не расскажут следующую».
8. «Все сущее говорит, только на свой манер».

Послесловие:
В письме к ирландскому композитору Палмеру Джойс развил целую
музыкальную теорию:
«Эта книга в действительности — ряд песен, и если бы я был музыкантом,
я бы положил их на музыку сам. Центральная песня — четырнадцатая,
после которой движение снижается до тридцать четвертой, являющейся
венцом книги, тридцать пятая и тридцать шестая — коды, а первая и третья —
прелюдии».

1 комментарий:

  1. Спасибо, Ольга, за интересную, содержательную публикацию.

    ОтветитьУдалить